Глава 10. Зубодробительная дорога, супердамба и коса Федотова.
Ночь прошла спокойно, только неподалеку шелестели по трассе машины.
Проснувшись и завершив традиционные утренние телодвижения, покатились дальше.
Доехали до поселка Фрунзе, свернули на грунтовку в сторону села Стокопани. Вялые коровы меланхолично таращились на велосипеды, изредка попадались одинокие селяне , село просыпалось.
На выезде из села под навесами были обнаружены здоровенные груды зерна. А потом началась чудо-дорога, посыпанная мелкой каменной крошкой и крупной щебенкой. Понятное дело – ехать по такой дороге одно удовольствие. Руль трясется, зубы клацают, рюкзак подпрыгивает, камни вылетают из под колес)). Судорожно мечемся из колеи в колею, в попытках найти наиболее свободные от щебенки участки. Дорога прямая, как стрела, по бокам деревья и поля. И самое главное – она бесконечная))).
Через десять километров мучений, когда мозги уже почти окончательно вытрясло, мы добрались до поселка Новый Азов. За поселком выбрались на человеческую грунтовку и порулили в сторону моря. По дороги встретили, пацанов с удочками на велосипедах. Грунтовка шла вдоль лесопосадки, аккурат по границе Херсонской и Запорожской областей.
Вскоре мы выбрались на побережье. Солнце к тому времени уже изрядно парило, а мы были присыпаны обильным слоем дорожной пыли. Поэтому немедленно полезли купаться. Дно тут было мелкое, с кучей мягких противных водорослей. Побарахтавшись на мелководье и смыв с себя пыль, ломанули дальше.
Накатанная грунтовка через пару сотен метров превратилась в заросшее травой и кустами подобие дороги. Пришлось спешиться и продираться пешком. Скорость передвижения по молниеносности уже не уступала черепахе, и глядя в карту, я уже начал думать, что совершил непоправимую навигационную ошибку, когда ломанулся поближе к морю. Однако вскоре дорогу улучшилась, и мы нормально докатились до очередного населенного пункта в лице поселка Озерное. Обогнув поселок и не встретив ни души, снова вырулили к морю.
На подступах к одному из ответвлений Утлюкского лимана, дорога превратилась в живописную белопесочную грунтовку вдоль кромки мелководья. На песчаном дне, свозь прозрачную воду виднелись следы протекторов – умеют люди отдыхать))!
Доехали до железного моста, за которым остановились искупаться. Вода была теплой и прозрачной. Легкое течение несло свои воды под мостом, в небе роились белые облачка, голубое небо отражалось в глади воды, вокруг не было ни души. В общем тут было здорово!
Накупавшись всласть выдвинулись дальше. Следующим на повестке дня был поселок Атманай. Атманай – родина знаменитого путешественника Федора Конюхова (http://ru.wikipedia.org/wiki/Конюхов,_Фёдор_Филиппович).
Одним из крупных и уникальных прибрежных азовских водоемов является Утлюкский лиман. Его длина до 60 км, максимальная ширина 20 км, глубина до 6,5 м. Площадь около 700 км². Лиман отделён от Азовского моря Федотовой косой и ее продолжением - косой Бирючий Остров, но соединён с морем через пролив между оконечностью Бирючего острова и косой Арабатская стрелка шириной 11 км. Северо-западный берег лимана обрывистый, юго-восточный - пологий. В Утлюкский лиман впадают реки Большой Утлюк, Малый Утлюк, Атманай. В северной оконечности лимана, куда впадают Большой и Малый Утлюки, солёность воды ниже, чем в других местах.
Северная часть Утлюкского лимана (площадь 280 га) з 20.08.1996 г. имеет статус комплексной памятки природы общегосударственного значения.
Утлюкский лиман – это водно-болотное угодие национального значения, которое характеризуется високим биологическим разнообразием.
Само село ничем особенным не запомнилось – проехали сквозь него, выбрались на нужную дорогу и выехали к супердамбе через Утлюкский Лиман. Длина дамбы 4 с половиной километра. Движняк по ней не сильно оживленный – машины проезжают достаточно редко. Тут должен сказать, что заднее колесо опять стал беспокоить неуловимый прокол, так что приходилось периодически его подкачивать. И тут решено было найти дырку путем погружения камеры в воду и визуального нахождения пробоины по пузырькам.
Распотрошив колесо, спустился к воде. Пока проводил изыскательные работы, к Ане, что осталась наверху, подъехал мужик на мотоцикле и поинтересовался, не нужна ли помощь)). Узнав, что все в порядке и помощи не требуется, спросил, правильно ли едет на Кирилловку и умчал по дамбе дальше. Потом я стал запихивать камеру в покрышку. Тут с противоположной стороны подъехал парень на жигулях и тоже поинтересовался, не нужна ли помощь))! В общем народ отзывчивый!
Починили велик и поехали по дамбе в сторону Кирилловки. Ближе к восточной оконечности дамбы проехали мимо отдыхающих на машине, которые ютились под одиноким деревом и типа-навесом.
Вскоре выехали на асфальт и добрались до поселка Азовское. Тут в магазине затарились едой и питьем, слопали по мороженому и покатили в близлежащую Кирилловку на косу Федотова.
Федотова коса - полоса суши, которая отделяет Утлюкский лиман от Азовского моря. Вместе с Бирючим островом, отрезанным от Федотовой косы небольшим проливом, образует полосу длиной 45 км. Федотова коса состоит, в основном, из песчано-илистых и ракушечных отложений; вблизи материка распространены континентальные лессоподобные суглинки. Западные берега мелководные с многочисленными отмелями, у восточных берегов глубина моря достигает 3 м. Цивилизованная часть косы заканчивается селом Степок. Остальная часть косы пустынна. Ее поверхность покрыта травой, лохом (Лох узколистный - невысокое, колючее дерево с серебристыми эллиптическими листьями), тамариксом ( тамарикс, тамариск, гребенщик - кустарники или деревья высотой 6-10 м с тонкими длинными побегами). Во время штормов коса в наиболее низких местах размывается и образуются промоины шириной до 200 м и глубиной до 0,7 м.
Бирючий остов островом он называется условно, т.к. полгода остров, когда заливается Федотова коса, соединяющая его с материком в период осенних и весенних штормов, и полгода полуостров.
Путь от Кирилловки до поселка Степок представляет собой асфальтовую дорогу длиной 8 километров. Слева от дорогу сплошной стеной стоят всевозможные базы отдыха и к морю просто так не пробиться. Справа – мелководье Утлюкского лимана. Наблюдали толпы народа катающегося на кайтах, а также одиноких серфингистов.
Дело близилось к вечеру, силы были на исходе, а проклятые базы отдыха все никак не заканчивались. Сильно хотелось жрать и ноги уже совсем не так бодро крутили педали. И когда уже бодрость духа нас совсем уже покинула, на пути повстречалось открытое кафе-столовая при простенькой базе отдыха, куда мы незамедлительно зарулили. Славно подкрепившись и освежившись холодным пивом, проехали Степок (последний оплот цивилизации на косе) и выкатились на песчаную дорогу. Отъехали чутка подальше, куда добегали только одиночные матрасники и обессиленные выпали на берегу.
Отдышались и полезли купаться в море. Море было отличным за исключением волн, которые поднялись из-за ощутимого ветра. Накупавшись до посинения, до вечера валялись на ковриках, глазели на море, чаек, отдыхающих и очень красивый закат.
К вечеру ветер усилился, поэтому палатки поставили с трудом. Ветер дул всю ночь, гнул палатки, и мешал спать. Соответственно ночь прошла беспокойно и никто толком не выспался.
Пробег 65 км.