... Тяжелые погодные условия, ветер, дождь, заканчиваются вторые сутки в пути. Сильно посбивали ноги. Последние три километра до базового лагеря казались бесконечными, девочку даже немного несли на руках. Придя в лагерь, узнали, что если мы возьмем еще два КП, то можем попасть в призы. Мы переобуваемся и бегом берем эти КП, хотя до этого еле шли. Тогда мы заняли второе место. Такое второе дыхание!
Речь идет о мультиспорте, появлению которого в Донецке любители именно так проводить свой досуг обязаны рядовому продавцу спорттоваров – Андрею Павлову. Несмотря на его немолодой возраст, Андрей Иванович – активный спортсмен, который, кроме участия в разнообразных велосоревнованиях, включая изнуряющие приключенческие гонки, увлекается и туризмом, и скалолазанием, и спортивным ориентированием, и лыжным спортом. Начиная с 2005 года, когда Андрей впервые принял участие в приключенческой гонке «Х-Крым», мультиспорт стал для него образом жизни.
В 2006 году, готовясь к очередной гонке, Андрей Иванович сформировал донецкую команду называющих себя «PRO».
С одним из ее участников, главным ориентировщиком Дмитрием ПРИТУЛОЙ мы сегодня и побеседуем:
- Каким образом Вы стали организатором мультигонок?
- Первое мое участие в подобной гонке в 2008 году. Наша команда, конечно, высокого места не заняла, но зато я приблизительно понял, что за «зверь» мультиспорт и начал тренировки по профильным видам спорта: спортивное ориентирование, велосипед (кросс-кантри), работа с альпинистским снаряжением, ну, и, конечно, бег. В следующем году мы выиграли гонку! Андрей Павлов из команды PRO предложил участвовать в организации мероприятий. Так я оказался в составе этой команды.
- Брались ли какие-то аналоги проведения мультигонок или все придумывали сами?
- Свои гонки мы начали проводить по аналогии с другими, более высокого уровня соревнованиями, в которых участвовали. Кое-что копировали, кое-что придумывали сами. Мультиспорт тем и интересен, что одна гонка не похожа на другую. В каждой местности свой рельеф, свои особенности. Время года и погода также вносят свою изюминку.
- Когда мультигонки начались в Донецке, сколько было команд, людей тогда и сейчас?
- Этот вопрос немного не в моей компетенции, но, насколько я знаю, в Донецке первая микромультигонка «Дон-Рейд» состоялась в июне 2008 года в районе объездной дороги и шахты «Бутовка». Это была элементарная гонка, рассчитанная на 5 часов. В ней принимали участие всего 7 команд – по 2 человека в каждой. У ребят не было даже карты – вместо нее была бумажка, распечатанная на обычном принтере, где были нарисованы повороты направо и налево. В том же году, в сентябре, состоялась еще одна мультиспортивная гонка, организованная в районе регионального ландшафтного парка «Зуевский». По сложности она разительно отличалась от предыдущей – участникам необходимо было 70 км проехать на велосипеде, 5 км пробежать, 1 км проплыть на самодельных плотах, а также одолеть 2 спецэтапа: скальный (подъем на скалу и спуск) и веревочный (переправа через реку). И все это нужно было успеть сделать за 10 часов. Но все эти трудности только увеличили интерес желающих опробовать свои силы, и на старт вышло 17 команд.
Постепенно народ начал узнавать о мультиспортивном течении. Приключенческими гонками стали интересоваться люди из других видов спорта. Я, к примеру, первый раз участвовал в мультигонке «Весняні перегони», проведенной в апреле 2009 года в районе Карловского водохранилища. В августе того же года вторично участвовал в гонке и вместе с напарником мы заняли первое место. После выигрыша стал помогать Андрею в организации мультигонок.
- Есть ли какой-то предварительный отбор, это могут быть любители или нужна спортивная подготовка?
- Вся прелесть этого спорта заключается в его демократичности. Любой здоровый человек без ограничений в возрасте, половой принадлежности, социальном положении может участвовать в мультигонке. И для этого не нужно быть профессиональным спортсменом, куда важнее другие качества – наличие командного духа, позитивный настрой, психологическая подготовка и несокрушимая сила воли.
Единственный ограничивающий критерий для участия в гонках – это возраст! Мы допускаем участников не младше 18 лет.
- Есть ли взнос с участников, легко ли находятся спонсоры?
- Да, взнос есть. В этом году он составил 80 грн. с человека. Мероприятие проводится за счет стартовых взносов спортсменов. При этом судьям на этапах, а это порядка 15-20 человек, мы ничего не платим, это наши друзья, которые просто нам помогают. Большое им за это спасибо! Почти все снаряжение используем личное. Кстати, хочу поблагодарить Экипировочный Центр «Вертикаль» и лично Сергея Ковалева, за поддержку в наших мероприятиях, на протяжении уже многих лет.
Сегодня, к примеру, в России идет тенденция к увеличению стартового взноса. Фигурируют такие сумы, как 700 грн., 1500 грн. с человека. Это можно понять, процесс подготовки и проведения гонки трудоемкий и финансово затратный, а спонсора найти не так просто. Мы стараемся сделать взнос как можно меньше.
- Как происходит процесс подготовки, как выбирается маршрут, кто и как оценивает результаты?
- Для начала определяемся с местом проведения. Готовим картографический материал, собираем информацию о местности и интересных объектах на ней. Предварительно на бумаге готовим маршрут, а потом выезжаем на местность. Может потребоваться несколько таких разведок, для формирования маршрута гонки.
Для успешного прохождения участникам необходимо найти на карте определенные объекты (КП – контрольные пункты). Побеждает тот, кто больше наберет таких пунктов за меньшее время. На некоторых КП участникам предстоит выполнить определенные задания. Возможный перечень этих заданий велик, в принципе, это может быть все, что придумают организаторы: это и стрельба из различных видов оружия, веревочные этапы, скальные, плавание, и т.д… Успешное прохождение этих этапов тоже влияет на результат.
- В этом году местом сегодняшней мультигонки выбрана территория рядом с Саур-могилой, почему?
- В этом году мы выбрали Торез местом проведения гонки. По нескольким причинам. В Торезе очень интересный рельеф, такой себе Крым в миниатюре. Есть и скальные участки, очень красивый затопленный каменный карьер. Благодаря местному активисту Андрею Федоровичу Акиньшину, в Торезе активно развивается спортивное ориентирование, и нарисовано несколько карт для ориентирования!
В Торезе мы проводим гонку впервые, и соответственно, впервые задействуем Саур-Могилу. Этот курган - одна из наивысших точек Донецкой области. Тут находится мемориальный комплекс, посвященный событиям Великой Отечественной войны. Мы хотели, чтобы наши участники познакомились с этим местом, тем более что среди команд много из других областей!
- Какие-либо интересные случаи во время мультигонок случаются?
- Таких случаев достаточно, не зря мультигонки называются еще «приключенческими гонками» (Adventure races). Из прошлой гонки запомнился случай, одна команда на подходе к КП, за 100 метров, оставила велосипеды в кустах, чтобы не тащить их по высокой траве. Без проблем отметившись на КП, вернулись за велосипедами, но не смогли их найти. 40 минут ушли на поиски, участники уже отчаялись, но, к счастью, велосипеды нашлись. После 20-30 часов гонки человек и думать, и действовать начинает немного по-другому.
- Наколько трудно проходить трассу, что среди профи считается самым опасным?
- Есть такое выражение: «убивает не дистанция, убивает скорость». Пройти дистанцию может практически любой, а вот пройти на высокой скорости не так просто. Для этого надо тренироваться. Мультиспорт – универсальный вид спорта, нельзя требовать от ориентировщика, чтобы он лазил по скальным маршрутам высокой категории сложности, а от скалолаза - прохождения сложных порогов на реке. Задания на этапах делаются средней сложности, чтобы их могла выполнить большая часть предполагаемых участников. Вызывает определенные трудности ориентирование в ночное время, в условиях ограниченной видимости, плюс усталость накладывает свой отпечаток.
Во время гонки самым опасным я бы назвал движение по дорогам общего пользования. Это единственный момент, когда участник не может контролировать ситуацию. Во всех остальных случаях каждый имеет возможность соотносить свой уровень подготовки с заданием, которое ему предстоит выполнить.
В мультиспорте, как, впрочем, и в любом другом, важен психологический настрой. Когда уже, кажется, больше не можешь идти, а идти надо. У нас был такой случай на гонке Х-Крым. Тяжелые погодные условия, ветер, дождь, заканчиваются вторые сутки в пути. Сильно посбивали ноги. Последние три километра до базового лагеря казались бесконечными, девочку даже немного несли на руках. Придя в лагерь, узнали, что если мы возьмем еще два КП, то можем попасть в призы. Мы переобуваемся и бегом берем эти КП, хотя до этого еле шли. Тогда мы заняли второе место. Такое второе дыхание!
- Что для вас значит это занятие, почему, по-вашему, дончане этим занимаются?
- Мне мультиспорт нравится своей универсальностью. Он позволяет приобщиться к разным видам спорта. Кроме основных видов, таких как бег, велоспорт, работа с альпинистским снаряжением, мы учимся стрелять из винтовок, пистолетов, луков и рогаток, ходить «слеклайн» (натянутая стропа), грести на байдарках, каяках и многое другое. Организаторы стараются выбрать интересный маршрут для гонок. Мы за двое суток проходим маршрут семи- десятидневного похода, по пути забегая на вершины, спускаясь в пещеры и т.д.
- Ну, что ж, спасибо и удачных приключений!