Факты:
Имя: Иван Кузьмин
Возраст: 50 лет
Семейное положение: женат, три сына
Должность: директор Elbrus World Race
Достижения: заслуженный мастер спорта РФ по ориентированию на лыжах, чемпион мира по ориентированию на лыжах 1994 года, капитан команды OMK-Nike ACG - первой российской команды успешно закончившей дистанцию Чемпионата Мира по Приключенческим гонкам – 580 км с набором высоты 25 000 метров в 2005 году.
Лучшие результаты в беге: 5000 метров - 15.10 минут в возрасте 24 лет, Стокгольмский марафон 2:52 в возрасте 36 лет.
Иван, расскажите пожалуйста, как появилась идея организовать Elbrus World Race (EWR)?
Мне нравится заниматься любимым делом, при этом создавая что-то новое. Начну издалека: я занимался спортом высших достижений, позже несколько лет выступал в Adventure Races - приключенческих гонках, был опыт организации международных соревнований по ориентированию, лыжам, приключенческие гонки.
Я люблю горы, в детстве, в школьные годы проводил много времени в альпинистских лагерях – мой отец был альпинистом – и значительную часть именно в Приэльбрусье. За те чудесные годы я искренне полюбил его.
В 2008 году, когда я стоял на западной вершине Эльбруса, стояла отличная погода, а взгляд простирался далеко вокруг. В этот момент мне пришла в голову мысль о том, что это отличное место для соревнований в горах – пробега, приключенческой гонки, веломарафона.
В 2010 году я поделился своими идеями с Сергеем Романовым из Альпиндустрии и оказалось, что схожие мысли есть у Сергея Зон-Зама -учредителя Альпиндустрии. В октябре 2010 года мы с ним уже летели вокруг Эльбруса на вертолете и осматривали будущую дистанцию.. Тут же мы и договорились, что вдвоем будем развивать проект международных соревнований в районе Эльбруса – Elbrus World Race, сокращенно EWR.
И как же ваша идея воплощалась в жизнь? С какими трудностями столкнулись?
В 2011 году мы решили провести четыре соревнования – Траверс Эльбруса, Приключенческую гонку, Забег вокруг Эльбруса и 30-километровый забег в долинах с восточной стороны Эльбруса. Был сделан сайт на девяти (!) языках, мы вложились в рекламу в международных изданиях и в интернете. Сейчас я, конечно, понимаю, что это было слишком амбициозно. Зимой 2011 года в Приэльбрусье и Минводах произошли теракты, и район закрыли для туризма почти на год. Из-за этого Elbrus World Race 2011 пришлось отменить.
Приэльбрусье открыли, только вот информации от властей о том, какая там обстановка и безопасно ли туда ехать не было никакой, и нет, собственно, до сих пор. Из-за этого мы сталкиваемся с недоверием людей. Парадоксально то, что наши соотечественники даже более осторожны, чем иностранцы. Мне кажется, это связано с тем, что у россиян меньше информации о реальной ситуации в регионе, чем у иностранцев, которые едут к нам через туроператоров, специализирующихся на Приэльбрусье и дающих им адекватную информацию.
В ноябре 2011 года район открыли, и первую гонку мы решили провести в августе 2012. Но на этот раз ограничились только 30-километровым забегом в долинах и забегом вокруг Эльбруса. Снова вложились в рекламу - в календарях соревнований, журналах и интернете. В 2012 году в гонке участвовало 7 человек.
В первый год мы столкнулись с вопросами людей, о том, например, как добраться до места проведения соревнований, в какой аэропорт нужно прибыть, где размещаться. Всю информацию о проживании, трансферах, ценах пришлось собирать и размещать на сайте соревнований, по сути подменяя собой туристический интернет-ресурс. Если в поисковике набрать любой известный туристический регион, например – Шамони (набираем Chamonix), то найдется государственный сайт на нескольких языках, зачастую и на русском, который с лихвой наполнен информацией! А о регионе, в котором расположена высочайшая вершина Европы, знаковая вершина России, такого ресурса нет!
Еще одна трудность – невысокий спрос на наш «продукт» на домашнем рынке. Массовый спорт у нас не готов к таким сложным гонкам, а до экспортного рынка далеко, к тому же, там своих подобных гонок достаточно. Говорить о том, что Эльбрус незаменим, что он вроде российского газа или матрешек – не приходится. В мире немало других очень красивых мест в горах, где можно посоревноваться, познакомиться с другой культурой и интересно отдохнуть.
Какова цель EWR? Для чего вы создали эту гонку?
Мы создали EWR, чтобы поделится с людьми своими ценностями – любовью к жизни, приключениям, горам, спорту и природе. Участники и зрители получат массу впечатлений от гонки, потрясающих видов, красот дикой природы Приэльбрусья, спортсмены приобретут новый опыт от участия в таком соревновании.
Каких людей вы хотели бы видеть на старте?
Я лично – открытых и свободных, адекватно подготовленных к тому испытанию, на которое они заявились.
В этом году в рамках EWR проходят гонки на трех дистанциях. Чем вы руководствовались, когда продумывали маршруты?
В первую очередь тем, что мы хотим дать участникам выбор. Провести забег в 105 километров вокруг Эльбруса – это, конечно, замечательно, только не всем он по силам, поэтому создали «доступный продукт» - 30 километровый Elbrus Trail. Наши прошлогодние иностранные участники дали ценный совет создать дистанцию марафона. После изысканий и проходов маршрута – трасса Elbrus Mountain Marathon создана и ждет любителей «поставить галочку» об очередном пройденном марафоне или тех, кому 30 км уже маловаты.
Elbrus Mountain Race – 105-километровый пробег – в этом году для команд с прохождением дистанции по карте и GPS. Этим летом, если партнерство, о котором мы сейчас ведем переговоры, состоится, мы получим возможность разметить всю тропу вокруг Эльбруса, построить мосты, где это необходимо. Это, в свою очередь, даст нам возможность провести в 2014 году Elbrus Ultra Trail – ультрамарафон вокруг Эльбруса с индивидуальным участием.
Кроме того, в этом году мы планируем провести пробные соревнования по горному велосипеду, будет две дистанции апхилла. Этим летом разведаем маршрут для полноценного веломарафона, и, надеюсь, в 2014 году удастся его провести.
С какими сложностями могут столкнуться участники при прохождении дистанции?
В первую очередь - недостаточная акклиматизация к высоте – на дистанциях встречаются перевалы высотой около 3 500 метров над уровнем моря. Также смена погоды – на старте может быть солнышко и плюс двадцать, а на перевале – снег, ветер, температура около нуля – это может дать охлаждающий эффект порядка минус 10 градусов.
Сколько человек сейчас участвует в гонке? Сколько вы хотели бы видеть на старте?
На данный момент заявилось 11 человек. До окончания срока заявки остается несколько месяцев, думаю, на старте в этом году мы увидим около 100 человек.
Как вы думаете, в чем причина того, что участников не так много?
Это только начало.